И. Я. Билибин. Художник России

Умер Борис Михайлович Кустодиев, большой русский художник, вернее — художник России. Его осилил тот недуг, который точил его много лет и перед которым Кустодиев не сдавался— и дай бог работать так любому художнику, как геройски и неутомимо работал не владевший ногами богатырски неутомимый Кустодиев. Нет сомнения, что работал он до последней своей минуты.

Сколько ему было лет, я в точности не знаю. Около пятидесяти. Я встретился с ним впервые в далекие годы прошлого в Академии художеств. Я был тогда в мастерской И. Е. Репина, а он, из той же мастерской, работал уже на конкурс. Помню я и его маленькую квартиру на одной из улиц Петербургской стороны. Он был тогда уже семьянин. Был он жизнерадостный, веселый, здоровый, розовый. Вспоминаю, как позировал я ему для портрета; это еще в Академии было1; вспоминаю детские елки у него, наши беседы и нашу общую молодость.

Родом он был из Кинешмы2 и до Академии учился в семинарии. И это так вязалось с ним, что родился он на Волге, которую возлюбил на всю жизнь. Волга и Кустодиев неразъединимы. Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми куполами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики — вот его мир, его матушка Волга и его Россия. И все это здорово, крепко и сочно. Я не знаю, что делал он за последние годы там3, где приковала его к месту болезнь, но я твердо знаю, что любил он и чего не мог перестать любить до последнего часа.

А теперь его нет, и осталось пустое место. Остались его картины, и было бы их еще много, если бы не его преждевременная смерть.

В последний раз я видел его в 1917 году. Он был уже прикован к своему роковому креслу и все работал и работал, не считаясь с болезнью. Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок ту грядущую смерть, которая так несправедливо наслала на него тяжкий недуг.

Борис Михайлович был старым членом общества «Мир искусства». На днях мы открываем в Париже нашу выставку4. Как больно, что мы не можем уже больше увидеть в своей товарищеской среде нашего милого и славного, большого и незаменимого Кустодиева.

Мир праху его. Он много, много сделал для русского искусства, и оно всегда будет его помнить.

Статья И. Я. Билибина печатается по тексту, опубликованному в газете «Последние новости» (Париж), 1927, 31 мая.


1 Речь идет о большом портрете И. Я. Билибина, написанном в 1901 году (масло, ГРМ). В 1914 году Кустодиев выполнил второй портрет Билибина (пастель, ГРМ), явившийся этюдом к неосуществленной картине «Групповой портрет художников „Мира искусства"».
2 Ошибка автора: Кустодиев был уроженцем Астрахани.
3 Статья написана Билибиным во время его пребывания в Париже.
4 Речь идет об открывшейся в июле 1927 года в Париже выставке «Мир искусства». На выставке, развернутой в одной из крупнейших торговых картинных галерей (галерея Бернгейма Младшего), экспонировались работы живших в Париже бывших членов «Мира искусства» (К. А. Сомова, М. В. Добужинского, И. Я. Билибина, 3. Е. Серебряковой и других). Как вспоминает И. И. Мозалевский («Русские художники в Париже». Рукопись, ГТГ), среди показанных на выставке произведений Кустодиева был портрет Ф. И. Шаляпина (масло, 1920—1921, собрание Ф. И. Шаляпина в Париже), экспонированный на центральной стене и привлекавший особенное внимание посетителей и критики.


В московской гостиной 1840-х годов (Б. Кустодиев, 1912 г.)

Масленица (Б. Кустодиев, 1916 г.)

Странник (Б.М. Кустодиев, 1920 г.)