К. Ф. Юон. Поэт-живописец

Борис Михайлович Кустодиев — своеобразный, всем своим существом русский художник. В его пленительном, всегда ярком искусстве получили выражение многие типические черты провинциального быта дореволюционной России. Он принимал живой мир непосредственно и радостно. Его богато одаренной, оптимистически настроенной натуре, его зоркому глазу живописца открывалось все прекрасное в окружающей природе и жизни. Но он умел и посмеяться над тем, что было достойно смеха. Светлая и звонкая живопись Кустодиева органически сочеталась с оттенком иронии в отношении ко многим характерным сторонам жизни старой провинции, всяким проявлениям мещанствующей обывательщины, которая таким пышным цветом цвела в городах и селах царской России.

Б. М. Кустодиев — волжанин. Он родился в 1878 году в Астрахани, где прожил детские и юношеские годы. Будущий художник рос в обстановке устоявшегося жизненного уклада купеческой среды. Именно это позволило юноше глубоко изучить провинциальный быт, который позднее стал основной темой его искусства. С детства проникся он своеобразной спецификой этого уклада, смолоду узнал и запомнил выразительнейшие типажи и характеры, житейскую обстановку...

Кустодиев воспринимал действительность как поэт-живописец, радуясь богатству ее красок. Он страстно любил волжские просторы, далекие и манящие горизонты необъятных пространств любимой родины; его чаровал приветливый, хоть часто и убогий облик прильнувших к берегам великой русской реки городков и поселков, с их трудом и обычаями, красочными ярмарками, праздниками и гуляниями. Неизбывным оптимизмом и жизнеутверждающей силой веет от полотен талантливого мастера.

Такому поэтическому восприятию жизни много способствовала няня художника. Она вырастила и его мать и считалась членом семьи. От нее он с детства усвоил русские песни и сказки, развившие его воображение. Кустодиев с юных лет много читал, особенно увлекался Пушкиным. По собственному признанию, он видел многое в природе и жизни «через стихи Пушкина».

Судьбу Кустодиева-живописца решило прибытие в Астрахань передвижной выставки, оставившей у него огромное впечатление. Там он впервые увидел работы своего будущего учителя Репина, полотна Крамского, Поленова, Шишкина. В 1896 году Кустодиев поступает в петербургскую Академию художеств. Любимый и лучший ученик Репина, он еще на студенческой скамье проявляет себя как первоклассный портретист. Именно поэтому Репин приглашает его в качестве помощника для выполнения знаменитой картины «Заседание Государственного совета». В этом произведении немалая часть работы принадлежит молодому художнику.

Увлеченный поисками нового художественного языка, Кустодиев сблизился с живописцами группировки «Мир искусства», но среди них он занимал особое положение. Ему была совершенно чужда свойственная художникам «Мира искусства» поверхностность и отвлеченность. Творчество Кустодиева целиком посвящено национальной народной тематике, оно патриотично и содержательно. Единственное воздействие на него «Мира искусства» сказалось в декоративности, в известной мере присущей кустодиевским произведениям. Однако органически свойственная Кустодиеву здоровая, реалистическая подпочва его искусства, черпавшаяся им неизменно из русской действительности, делала его картины живыми, правдивыми и доходчивыми.

Типическая особенность его картин заключается в их повествовательности, в развернутом и очень обстоятельном рассказе о жизни. Неугомонный нрав художника стремился использовать всю поверхность полотна, заполнить ее до отказа живым содержанием. Яркая обстановка, красочные пейзажи, как и люди, живут в его произведениях насыщенной жизнью. Весна и лето, осень и зима в городе и деревне были всегда привлекательным и действенным фоном для изображаемых им бытовых сценок.

Родная художнику жизнь на Волге смолоду полюбилась ему и воспитала его художественное воображение. Купчихи и купцы, провинциальные красавицы, торговцы и ремесленники, военные и чиновники, служащие, городская беднота и деревенский люд — постоянные герои его картин. В литературе поэтому особенно близки Кустодиеву имена Островского и Лескова; многим чертам их творчества он, бесспорно, родствен.

Дарование Кустодиева необычайно разносторонне. Кроме тематических картин, им написано огромное количество портретов деятелей литературы, искусства, театра. Среди них — два замечательных портрета Шаляпина (в Третьяковской галерее и в Русском музее). Кустодиев иллюстрировал очень много книг. Он работал над Гоголем, Лермонтовым, Толстым, Некрасовым, Лесковым, Чеховым, над изданиями для детей. Немало сделал Кустодиев и в театре, с одинаковым мастерством оформляя спектакли классического и современного репертуара. Им выполнены декорации к двадцати пяти постановкам, из них особенно памятны «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина (МХАТ), опера Римского-Корсакова «Снегурочка» (Большой театр), «Гроза» Островского (в Пскове).

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Кустодиева тяжелобольным: паралич ног приковал его к креслу. Несчастье не сломило оптимизма художника: в труднейших условиях он продолжал много работать. К этим годам относятся картины «Праздник Коминтерна» и «Похороны вождя», множество революционных плакатов, иллюстраций для книг.

Статья К. Ф. Юона печатается по тексту, опубликованному в журнале «Огонек», 1952, № 22.


Б. Кустодиев. Графика 17.

Зимнее гулянье на реке (1919 г.)

Петербург. Дворец (Б.М. Кустодиев, 1925 г.)