Шедевры

Купчиха (Б.М. Кустодиев)Как художник Борис Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры. Большое влияние на его творчество имело творчество писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. В его картинах зритель с первого взгляда сможет узнать типичные русские черты. И всё же это не та Русь, которая предстаёт перед нами на картинах художников-передвижников. Борис Кустодиев открыл другую сторону России. В его полотнах нет показа тяжести народной жизни. На его картинах представлена радостная, идеализированная Русь, где царят звонкие краски и яркие узоры, и во всём ощущается материальный достаток.

На картинах художника перед зрителем предстают изумительные зимы с балаганами, каруселями, весёлыми катаниями, народными праздничными гуляниями. Их яркость и красочность противостоит скуке и серости обычной жизни. Кустодиев пишет гостиные ряды, трактиры, чаепития. Недаром Фёдор Шаляпин говорил о картинах Кустодиева: «...его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой... его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы - вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника... такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей".

Однако писать Русь такую яркую, нарядную и красочную с натуры Кустодиев не мог. Такая Русь могла существовать лишь в воображении художника. Он создал некую сказочную страну – место прекрасной жизни и веселья русского народа.

Основными обитателями этой страны художник изобразил грузных купцов в меховых шапках и шубах, поддёвках и цилиндрах, нарядных купчих. Однако Кустодиев не только иронизирует над купеческим бытом, но и любуется его патриархальностью.

«Купчиха»

Работа над знаменитой «Купчихой» была начата в 1913 году. Образ купчихи впечатляет яркостью и статностью. Приветливо свежее и румяное лицо купчихи. Уложенные короной тугие косы увенчивают гордую голову.

Рада красавица гостям. Брови её слегка приподняты, блестят карие глаза. Женщина величава и прелестна. Казалось бы ещё миг, и она степенно шагнёт и поклонится навстречу гостям. И станет тогда видна серебряная стёжка пробора, блеснут рубиновые серьги, сверкнёт огнём большая серебряная брошь, зашуршат тяжёлые складки шёлкового платья. Кажется, что опустит она степенно руку, чуть не касаясь кружевным платком земли, и прозвучит любезное сердцу «Добро пожаловать!».

Пройдут века, многое переменится, однако навсегда напоминанием о вечной женской красоте останутся закованные в бархат и парчу богини Рубенса, милые и очаровательные парижанки Ренуара, и среди этих образов будет и созданная Кустодиевым в 1915 г. русская красавица «Купчиха».

«Русская Венера»

Русская Венера (Б.М. Кустодиев)Не менее знаменитая картина «Русская Венера» создана художником за год до кончины. Прекрасно обнажённое тело молодой женщины, излучающее крепкое здоровье, аромат свежести и чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, словно васильки, затаившиеся в степной ржи, лицо, так далёкое от классической правильности, однако такое милое и притягательное.

Непринуждённый, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка обычной деревенской баньки. «Не знаю, - писал накануне смерти Кустодиев, - удалось ли мне выразить в моих вещах то, что я хотел, - бодрость и радость, любовь к жизни, ко всему русскому. Это всегда было единственным сюжетом моих картин».

Картины художника являются ярким доказательством правдивости этих слов. Он трижды писал «Ярмарку». Есть у Кустодиева и такие работы как «Деревенский праздник», «Праздник в деревне», «Провинция», «Гуляния», «Московский трактир», «Девушки на Волге», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и многие другие.

«Портрет Фёдора Шаляпина»

Этот портрет, созданный тяжело больным Кустодиевым, считается вершиной творчества художника. Кустодиев старался сделать портрет живым и праздничным. Для него позировал не только Шаляпин, но и его собака – мопс. Шаляпин делал всё возможное чтоб собака смотрела на него.

В портрете представлен первый план, за которым далеко внизу развёртывается огромное пространство. На усыпанных снегом холмах идёт гуляние. Видно множество мелких фигурок, мчащиеся сани, возле каруселей толпится праздничный народ. И на самом переднем фоне возвышается величественная фигура Шаляпина.


Сенокос (1917 г.)

Жатва (1914 г.)

Крестный ход (1915 г.)