Социальный идеал Кустодиева. Страница 3

1-2-3

Купчиха с покупками (1920 г.)

Кустодиев утопичен в своем неприятии капитализма и империализма, в своем стремлении вернуться к докапиталистическому этапу развития русской истории, но в этом он интуитивно отражает особенность развития русской буржуазии.

Не принимая капитализма в целом, Кустодиев отмечает, однако, некоторые процессы в общественном бытии России, которые В. И. Ленин рассматривал как присущие русскому капитализму — отходничество и кустарные народные промыслы в том числе художественные, получившие широкое развитие в начале XX века.

Отрицая в своем искусстве капиталистический путь развития России, Кустодиев не изображает и русский рабочий класс. Он увидел русского рабочего как героя своего искусства только в 1905 году. Тогда, в самом начале самостоятельной работы, от Кустодиева можно было ждать, что он пойдет по пути политически заостренного творчества,— такими были «Олимп», «Вступление», рисунки к «Революционному календарю», «Демонстрация», «Митинг», «Оратор».

В 1905 году изображение рабочего класса, революционного пролетариата Кустодиев понимал не только как исполнение своего гражданского, общественного долга, но и как насущную творческую задачу; недаром после Октября художник в своем «Большевике» опять обратился к образу рабочего, и в своих плакатах и книжной графике показал союз рабочего класса и крестьянства.

В 1905 году, когда Кустодиев создает свои «Путиловские рисунки», посвященные революционной борьбе питерского пролетариата, в его искусстве намечаются и контуры промышленного города — в «Демонстрации», «Митинге». Эта тема разрабатывалась художником в начале творческого пути, но получила развитие только после Октябрьской революции, когда он создавал свои панно, плакаты, картины о жизни новой России, нового социалистического общества.

Сапожник (из серии Труд, 1924 г.)Город Кустодиева — тихая провинция. Изображаемая им городская жизнь существует как бы на границе города и деревни. В провинции нет разобщенности, равнодушия к судьбам себе подобных, нет раздражения, рождаемого перегруженностью больших городов. Человек не пропадает, не теряется в массе, не чувствует себя чужим и одиноким — в провинциальном городе люди дружелюбны, доброжелательны и просты.

Провинция привлекательна для Кустодиева еще и тем, что там живы и ощутимо воспринимаются традиции народной жизни, еще крепки народные устои.

В провинции люди естественны и близки к природе, а архитектура там сохраняет свой старый облик, не испорченный утилитарностью и гигантоманией современного строительства. Уютная и приветливая провинция Кустодиева будто не знает нищеты и убожества рабочих районов, которые могли быть знакомы художнику по той же старой промышленной Кинешме.

«Покой» кустодиевской провинции не взрывается ни волнениями рабочих, ни забастовками, ни «хлебными бунтами», как это было в современных художнику Петрограде или Кинешме, с которыми в основном связана его жизнь и работа. «Тишина» и «безбранность» кустодиевского провинциального города уводят к тем городам, которые созданы народным утопическим социальным сознанием.

Убеждающая своей достоверностью кустодиевская провинция, однако, одновременно с тем неподлинна, она рождена воображением художника, который создает свой вариант русского города, подчеркивая в нем одни стороны и обходя, будто не замечая их, другие. Вычеркнув из своего города промышленных рабочих, Кустодиев делает главными персонажами своих провинциальных циклов купцов и мещан. Мещанин-ремесленник, так же как и купец, рожден крестьянской средой, и в массе своей он представитель крестьянства, и именно это привлекает к нему художника.

«Маленький человек» — традиционный герой русской демократической литературы и искусства, «принят» художником в его творчестве как эстафета от Перова, Соломаткина, Попова, В. Маковского; от Гоголя и писателей «натуральной школы» (Кокорева, Одоевского, Левитова), Салтыкова-Щедрина, А. Островского, Достоевского, но осмыслен им по-своему, принципиально отлично от его предшественников. «Маленький человек» Кустодиева не унижен и не забыт, он берет в жизни свою долю радости. Кустодиев впервые столкнулся с ним, иллюстрируя в 1905 году «Шинель» Гоголя, но от его обездоленного мелкого петербургского чиновника до добродушных жителей русской провинции огромное расстояние.

Каменщик (из серии Труд, 1924 г.)Как бы руководствуясь тем, что «бедность не порок», они живут мирной и неторопливой жизнью, работая, веселясь на праздниках; ищут свое маленькое счастье у окошек с геранью щеголи-кавалеры, пунцовые от волнения кокетливые девушки. Зябкие старики, летом и зимой тепло одетые, внушительно и всесторонне обсуждают события текущей жизни, мирно сидя на лавочках около деревянных домов. Эти люди вписываются в картину провинциального города, без них он потерял бы все свое очарование.

Кустодиеву эти герои дороги, он видит в них течение жизни с ее повседневными заботами, радостями и печалями. Восприняв образ «маленького человека» как традиционный для отечественной культуры, Кустодиев придал ему новую окраску, переведя его существование из «минора» в «мажор», "приключив" его к тому источнику радости и веселья, который неиссякаемо пульсирет в творчестве художника. Не гнушаясь слабостями и недостатками своих героев, Кустодиев любит их и находит человеческие ценности в их несложном существовании и вкусах.

«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел,— любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому»— была всегда единственным «сюжетом» моих картин»1,— писал Кустодиев в конце своей жизни.

С редкостной последовательностью исследовал Кустодиев это свое, «русское» — быт народа, его жизненный уклад, традиции, художественную культуру, национальный характер. Если искать Кустодиеву аналоги в современных ему литературе и искусстве, то можно, пожалуй, найти только двух мастеров с таким широким охватом действительности, таким углубленным общественным анализом — Максим Горький и Ромен Роллан.

Сравнение Кустодиева с Горьким позволяет видеть своеобразие и творческую индивидуальность обоих художников, их родство и их разность в кругу специфически русских проблем; сравнение с Ролланом дает возможность оценить искания Кустодиева в плане общеевропейских социальных проблем XX века. Основания для такого сравнения возникают при сопоставлении «галльской поэмы» Ромена Роллана «Кола Брюньон» и «русской поэмы», чем является в целом творчество Бориса Кустодиева. Обратим внимание, что и «Кола Брюньон», и кустодиевские «Ярмарки», «Масленицы», и «Гулянья» создавались в границах одного десятилетия — 1910-х годах, «Кола Брюньон» писался в 1913 — 1914 годах. «Кола Брюньон» и произведения Кустодиева находятся в «кровном родстве», потому что рождены одним — стремлением французского писателя и русского художника выразить душу своего народа.

Жнея (из серии Труд, 1924 г.)И хотя у Р. Роллана она представлена образом одного героя, а у Б. Кустодиева коллективом, массой, оба мастера близки в своем понимании народа. И у Кустодиева и у Роллана народ — движущая сила нации; в нем заключается ее здоровье, сила, ее созидательные возможности.

Создавая образ героя — народа, каждый на своей национальной почве, Роллан и Кустодиев близки в «методах» восприятия народного духа, у них много точек творческого соприкосновения. Исследуя корни народного мировосприятия, оба инстинктивно обращаются к его языческим началам — здесь переплетается «еллинство» древнего славянства и дохристианское прошлое галльского народа. Поэтому так близко раблезианство духу земного изобилия и земной радости и «Кола Брюньону», и русской «Масленице» Кустодиева, которые рождены поэзией народной близости к природе: «Я следовал ритму „календаря природы"», — писал Ромен Роллан. Тем же ощущением сменяемости времен года, жизни природы и произведения Кустодиева.

Как Кустодиев, так и Роллан находит своего героя не в современном промышленном городе, а в провинции, где сохраняется еще уклад народной национальной жизни. И Кустодиев и Роллан — знатоки национального фольклора, оба припадают в своем искусстве к этому источнику творчества. И, наконец, в народной массе видят Роллан и Кустодиев тираноборческие начала, заключающие в себе возможности социальной перестройки мира. Народ заключает в себе богатства радости и творческого созидания, он неистощим в своем оптимизме. «Народ бессмертен»— вот доминанта творчества писателя Франции и художника России.

Утверждая неумирающие ценности народного национального духа, национальной народной жизни и истории, оба они выступают против капитализма, противопоставляя народное творческое сознание буржуазному культу наживы. Кустодиевское отрицание капитализма находит поддержку в роллановском неприятии капиталистических отношений. Утверждение народных и национальных ценностей в искусстве обоих мастеров — протест против космополитического обезличивания их в условиях капитализма: за Кола Брюньоном Ромена Роллана встает «прекрасная Франция», за радостным народом Кустодиева — «могучая» и «обильная» Русь. Глубоко национальное искусство Кустодиева — не «местно русское» явление, европейские «родственники» в его исконно русской творческой родословной — Рабле, Брейгель, Стен, Калло, Гольбейн, Р. Берне, его творчеству родственны французские, английские и американские народные легенды, близкие в своих истоках Т. Мору, Кампанелле и другим великим утопистам.

Искусство Бориса Кустодиева интернационально по своему духу, потому что национальное — это наиболее полное выражение народного, понятого художником глубоко, разносторонне, многогранно, в наиболее важных его тенденциях, особенностях и проявлениях, поэтому творчество русского художника близко людям разных национальностей. В этом сила, мощь и неиссякаемая современность творческого наследия художника. Его опыт художественного исследования народного и национального с особенным вниманием изучается сейчас молодыми художниками России, Средней Азии, Закавказья. В их творчестве много перекличек с Кустодиевым, они многому учатся у него. Кустодиевские праздники — это русская «Ода к радости». В жизнерадостных «Балаганах», «Гуляньях» и «Масленицах» есть та высокая кантатность и апофеозность, что звучит в стихах Блока: «Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам... »2.


1Б.М. Кустодиев. Указ. соч. С. 181.
2 Блок А. Избранное. М., 1936. С. 224.

Следующий раздел

1-2-3


Портрет И.М. Маркова (Б.М. Кустодиев, 1921 г.)

Натюрморт. Гранаты (Б. Кустодиев, 1910 г.)

Женский портрет - невеста барина Лапутина (Б. Кустодиев, 1922 г.)