Заключение.

Книга «Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве» была написана на основе различных источников: архивных материалов (отделов рукописей ГТГ и ГРМ, Астраханской картинной галереи, Литературного музея, Центрального архива литературы и искусства, Костромского областного архива), поездок по кустодиевским местам, произведений архитектуры, изобразительного и народного творчества, особенно в Костромском художественном музее и его филиале — Ипатьевском историко-художественном музее-заповеднике, богатейшей сокровищнице, которая, несомненно, питала творчество художника.

Живя в Костроме и Кинешме, автор соприкоснулась с тем, что ей было до этого неизвестно,— русской народной социальной утопией. Верхнее Поволжье, где в течение трех веков укрывались беглые от помещиков и царской власти крестьяне, где находилось много скитов и знаменитое Светлое озеро, было одним из главных ареалов народной утопии. Об утопических легендах много писали исследователи русской социальной утопии К. Чистов и А. Клебанов. Изучение их трудов позволило автору обосновать свои догадки и предположения относительно «Страны Кустодии», как называли в 1920-х годах творчество художника его современники.

Если читатель разделит мысли автора о влиянии на творчество Кустодиева народной утопической мысли, это будет доказательством правомерности и плодотворности ее исканий в этом чрезвычайно интересном направлении.

Глава «Кустодиев и Блок» написана на основе многолетнего изучения автором творческих связей поэта и художника. Тема эта еще не апробирована нашим искусствоведением. Автор упирается в ее раскрытии, во-первых, на сам факт знакомства Кустодиева и Блока и их общения. Во-вторых, на интерес Кустодиева к творчеству Блока и восхищение им. Будучи больным более десяти лет, Кустодиев в своем творчестве использовал литературные источники, и особенно произведения Блока. В-третьих, и это самое главное, творчество Кустодиева и Блока пронизано одной темой — Россией, размышлениями о ее будущем, путях ее развития. Это искал Кустодиев в произведениях Блока, где поэт обращался к проблеме народности, решая ее в соответствии со своей индивидуальностью и своими воззрениями на Россию. Для Блока творчество современного ему художника, знатока России было тоже важно и вдохновляюще.

«...Моя тема, тема о России. Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь», — писал Блок.

«...Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, "русскому" — это было всегда единственным „сюжетом" моих картин»,— вспоминал художник. Эти параллели и соприкосновения побуждали автора «копать» именно на этом участке русской художественной культуры.

Предыдущий раздел

Оглавление


Музей Прадо в Мадриде

Портрет артиста Большого драматического театра Николая Федоровича Монахова (Б.М. Кустодиев, 1926 г.)

Яблоко и сторублевка (Б.М. Кустодиев, 1916 г.)