Борис Кустодиев. Живопись, графика

"Борис Кустодиев"
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Крымский Вал, д. 10
3 июня – 5 сентября 2004 год

КустодиевВ Третьяковской галерее (на Крымском Валу) выставка "Борис Кустодиев. Живопись, графика" приурочена к 125-летию со дня рождения художника. В конце прошлого года подобной выставкой отметил юбилей питерский Русский музей. На ней было около 350 работ. До Москвы доехало только 150.

То, что на выставке только половина вещей, - очень жалко. Художник-то хороший, а в последнее время еще и очень модный. Но экспозиция получилась такая скучная, будто показывают не веселого и витального Кустодиева, а какой-то сосредоточенно-пессимистический "суровый стиль". Словом, Третьяковка провалила очередную свою хитовую выставку.

Творческая биография Кустодиева сравнительно недолгая - каких-то 20-25 лет. Его ранние работы начала века (они есть на выставке) - откровенно подражательные. Хотел быть как Серов - пробовал писать портреты аристократов и богемы ("Портрет А.Д. Романовой", "Портрет Р.И. Нотгафт"). Не получилось - слишком хрупкими, манерными и угловатыми были для него те светские дамы. Перешел на купчих. Вот это - его: полнотелые красавицы, властные женщины с правильными чертами лица, всегда довольные, ни тени неудовлетворенности, никакой головной боли, сплошное счастье, радость и солнышко блестит.

Ни одна из его купчих, при всей характерности и портретности персонажей, не называется портретом. Это такой обобщающий образ русской купчихи. Самое потрясающее, что образ этот создан в последние предреволюционные годы и уже после революции - когда купеческое сословие было, мягко говоря, не в почете. Самая знаменитая кустодиевская картина - "Купчиха за чаем" - написана в 1918 году. В 1920 году Кустодиев пишет "Большевика" - такого Голиафа, легко перешагивающего через купеческие домики.

В 1925-1926 годах он создает "Русскую Венеру" - обнаженную красавицу в бане - потрясающей силы ностальгический образ, напоминающий о светлом прошлом купеческой России. Другое дело, что для нас сегодня эта картина стала таким предвестником сталинского искусства: вот откуда пошел Пластов со своими купающимися крестьянками и Дейнека с Самохваловым - два любителя спортсменок и комсомолок. Кустодиев умер в 1927 году, а то бы наверняка и он стал певцом здорового образа социалистической жизни.

У кустодиевских купцов тугие брюшки и бобровые шубы, у кустодиевских мальцов леденцы на палочке, у кустодиевских котов рыльца в сметане. А все кругом – пряничная мечта о Руси самодостаточной, без внешнего долга, антитеррористических операций и постоянных опасений, что рухнет цена на нефть. Национальная идея без национализма. Но, прежде всего, Кустодиев – это красавицы с ржаными косами и формами, которые доводят до умопомрачения русских ценителей прекрасного. С некоторых пор фирменные купчихи уходят с торгов ведущий аукционов по миллиону долларов за штуку. Иногда женщины Кустодиева оставляет позади даже традиционного лидера продаж Ивана Айвазовского, и еще чуть-чуть, догонят и перегонят в цене "страшного и ужасного" Казимира Малевича.

Портрет В.В. Воинова2 (Б.М. Кустодиев, 1921 г.)

Купчиха (Б. Кустодиев, 1915 г.)

Монахиня (Б. Кустодиев, 1920 г.)