У бесталанного не создашь таланта, но развивать талант - благодарная задача.

В заседании совета Академии художеств были намечены кандидаты на места покойных профессоров Ционглинского и Мясоедова.

Наибольшее число голосов получил академик Б. М. Кустодиев... На задачу профессора Академии художник смотрит весьма серьезно.

— Само собой разумеется, — говорит он, — что из бесталанного не создать таланта. Но развить талант, дать ему верное направление, поставить его на высоту — это благодарная задача профессора...
Тут профессор-руководитель может сыграть громадную роль, тут для него обширное поле деятельности.
От профессора зависит, чтобы его талантливый ученик скорее определил себя.
Одна мерка здесь не приложима. Один из учеников профессора может быть натуралистом, другой фантастом и т. д.
Профессору нужно подойти к каждому с особою чуткостью, чтобы понять дарование своего ученика и направить его в должную сторону.
Вторая задача профессора — ускорить процесс изучения и дать возможность ученику скорее проявить себя. Во всяком случае, выдвигая на первый план степень талантливости ученика, я не могу не отдать должного и профессору, роль которого — открыть и развить талант.
Одна школа не может, понятно, создать художника, для этого необходимо изучение старых, великих мастеров.
За границей в академиях те же методы преподавания, что и у нас.
Наши русские художники не отстают от иностранцев, и русское искусство делает громадные успехи, будущее принадлежит ему...
На выставке в Риме, два года тому назад, русский отдел выделился и был признан чрезвычайно интересным.

Интервью с Б.М. Кустодиевым, напечатанное газетой «Вечернее время» 1914, 13 октября.




Портрет И.А. Рязановского (Б.М. Кустодиев, 1914 г.)

Сельский праздник (Б.М. Кустодиев, 1919 г.)

Музей Прадо в Мадриде