Ю. Е. КУСТОДИЕВОЙ



4 апр[еля] 1904, Мадрид.

...Мадрид после Севильи кажется городом совсем не интересным и не испанским, совсем как все европейские города, с высокими домами, с людьми, одетыми в черные шляпы, как в Париже. По дороге мы останавливались в Кордове — это очень интересный городок. Всюду старинные дома, с красивыми порталами и громадными воротами в Металлических украшениях, и даже со старинными молотками вместо звонков. Вместо улиц какие-то коридоры, всюду цветы и апельсины. Очень красивый собор1, бывшая мавританская мечеть колоссальных размеров — несколько сот колонн внутри... Масса мозаики, очень красивые драпировки на дверях, старинные гобелены. Очень оригинален двор, весь вымощенный камнем, с большими тенистыми апельсиновыми деревьями. Мраморные фонтаны кругом, все ребята с кувшинами приходят за водой. И так это все красиво — на ярком, ярком солнце темно-зеленая блестящая зелень деревьев с золотыми апельсинами...

Начал писать сегодня в музее2. Купил палитру, красок и кистей (нужно сказать, очень скверных); работать очень интересно, только не позволяют... близко к портрету становиться, что очень неприятно, так как не видишь, как это написано, то есть манеры. Были в музее современного испанского искусства3, это что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. Все какие-то смерти, убийства и процессии,, и все это колоссальных размеров. И, знаешь что, после Веласкеза как-то ничего не хочется смотреть — Рубенс, напр[имер] (его здесь очень много и очень много плохих), кажется совершенной отсебятиной. Очень интересен Гойя, здесь много его картин, очень оригинальный, чудный его собственный портрет, лучше того женского, что в Лувре4.

ГРМ, ф. 26, ед. хр. 12, лл. 8, 9.




1Собор в Кордове, по размерам не уступающий собору св. Петра в Риме, строился как мечеть с 783 по 998 год.

2Речь идет о музее Прадо.

3Музей современного искусства, помещающийся в здании Национальной библиотеки.

4Речь идет об автопортрете Гойи (1815) в академии Сан-Фернандо и о «Портрете молодой испанки» (1799), находящемся в Лувре.

Предыдущее письмо

Следующее письмо


Подготовительный рисунок к картине Елочный торг (Б.М. Кустодиев, 1918 г.)

Плакат Заем свободы (Б.М. Кустодиев, 1917 г.)

Площадь на выезде из города (Б.М. Кустодиев, 1911 г.)