В. В. ВОИНОВУ



11 августа 1926, Лебедянь, Тамб[овской] губ[ернии].

...Вот мы, наконец, и в сердце России, богоспасаемой Лебедяни. Бугры, церкви, Дон, гуси, яблоки, дали, улицы, поросшие травой, и холод, «адский» холод (сегодня печку топили, замерзаю)... Солнышко побаловало только в день приезда, погрелись на нем, сидя в саду чудесном у Замятина с видом на «Тихий Дон»...

А присмотрел здесь занятные вещи. Выписываю краски масляные; попробовал темперой — измучился, ничего не идет — или, быть может, просто разучился, сидя у себя в четырех стенах... Во всяком случае, полон желания работать и набрать материалу. И все это в двух шагах от дома, а кое-что прямо из окна...

Два дня сидел [и] кончал рисунки марок юбилейных1, сделал акварель для «Прожектора»...2

День, проведенный в Москве, меня очень порадовал. Часа 2 пробыл в муэ[ее] Морозова3, изучая Сезанна и др. Особенно Сезанн меня в этот приезд как-то глубоко пронял. Он весь собран в одно место (взяты картины от Щукина); такое цельное и сильное впечатление! Последняя комната, где висят картины «голубого» периода, исключительно хороша. Какое чувство природы и вместе с тем какой удивительно живописный подход к ней! И какое спокойствие созерцания, несмотря на бравурный прием и динамизм в технике. И как все «сезаннисты», наши конечно, грубы или вялы; взяв чисто внешне «приемчик», не поняв внутренней структуры его пейзажа, «органичности» [его] «сюжета» (м[ожет] б[ыть], очень старое слово) с техникой. Особенно великолепны «Гора св. Виктории» и «Мост на реке» — одна изумрудная, с удивительными, глубокими и разнообразными зелеными цветами, другая — мглистое солнышко на серо-розовой горе с оранжевыми пятнами земли и темной зеленью садов — торжественная и богатая картина!

Досадовал, что не мог больше сидеть и смотреть все это. Терновец куда-то торопился, и я буквально пролетал все залы, не задерживаясь ни перед одной вещью, а я так совсем не могу — это только смотренье, а не изученье. Музей официально считается закрытым, там ремонт (половина картин снята), потому и настаивать на большем, чем эти 2 часа, я не мог. Думаю, что удастся на обратном пути посмотреть подольше...

ГРМ, ф. 70, ед. хр. 19, лл. 22, 23.




1Рисунки эскизов юбилейных марок, посвященных десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции.

2Для журнала «Прожектор» № 8 за 1926 год Кустодиевым был исполнен рисунок «На отдыхе».

3Музеем Морозова Кустодиев называет Музей новой западной живописи, образовавшийся на основе национализированных в 1918 году коллекций И. А. Морозова и других московских собирателей.

Предыдущее письмо

Следующее письмо


Костер - Ночное (Б. Кустодиев, 1917 г.)

Портрет Любови Борисовны Боргман (Б.М. Кустодиев, 1915 г.)

Портрет художника-гравера В.В. Матэ (1902 г.)