В. В. ЛУЖСКОМУ



1 янв[аря] 1919, Петроград.

Дорогой Василий Васильевич,
Посылаю Вам эскизы к «Снегурочке», 19 штук.

7 вариантов на «Пролог». Все они сделаны с тем расчетом, что задник во время действия должен меняться: зимний пейзаж — на весенний. Это после появления Мороза — ко времени появления берендеев с «Масленицей». Это приблизительно показано в вариантах № 1-й «в» (и 2-й «в»). Первый и второй варианты более простые для постановки — ряд боковых кулис только с падугами. Больше всех «сказочный» и, по-моему, больше [подходящий] к опере — это № 5-й.

Действие 1-е — вариант № 1-й — это больше подходит. Вечер. Все должно быть очень тонким и интимным, кусты в почках и легкая листва. Это действие должно быть постепенным переходом от глубокой зимы Пролога и начала таяния в конце его, к следующим действиям, где больше зелени. Остальные варианты — разные решения той же задачи, но весна в них уже полная — все зелено и все в цвету. Но они будут, пожалуй, слишком контрастны после первого. И я рекомендую вариант № 1-й.

Действие II. Палата Берендея.

Вар[иант] № 1-й более сложный, но более для оперы и действия: шествие царя — приход народа, гусляры (на лестнице). Кулисы, которые можно делать и шире, или больше под углом, в зависимости от размеров сцены. Вар[иант] № 2-й — проще: так же боковые ширмы-кулисы в виде ковров и падуг, за которыми видна большая лестница, ведущая во дворец и одна только колонна, у которой сидит Берендей, слева вышка для «бирючей». Здесь на лестнице можно хорошо посадить гусляров при начале действия.

Действие III. Лес. Вечер. Налево, на высоком камне, на разостланных коврах, сидит царь, он смотрит пляску скоморохов. Во время сцены Снег[урочки] с Мизгирем растет лес и закрывает глубину — это частый ельник или березняк, которого я не делал.

Действие IV. Ярилина долина.

В середине камень жертвенный, из-за которого может явиться Весна и за которым может исчезнуть Снегурочка — ее могут положить на него при начале ее арии прощальной («Какая жертва богу-солнцу», слова Берендея). Народ может идти слева по пригорку, царь со свитой — направо под деревней. Вариант № 1-й больше мной рекомендуется. Он должен быть ярким, горячим, полным света, торжеством света — бога Ярилы. И заключительным, особенно ярким цветным контрастом после пролога — глубокой зимы, после первого действ[ия] — ранней весны и тонкой розово-зеленой зимы, мрачного темного бора в заповедном лесу III-го действия.

Костюмы я не делал, они будут мною сделаны тогда, когда решится, делать ли вообще эту всю постановку. И они будут [сделаны] применительно к декорациям. Очень прошу в случае принятия или непринятия переслать мне эскизы сейчас же, и лучше если не по почте, а с оказией, а то на почте, боюсь, пропадут.

Всего лучшего.

Ваш Б. Кустодиев.

P. S. Еще два варианта леса более темного и глухого № 2-й и № 3-й. № 2-й более всего, по-моему, передает впечатление глуши, темноты и таинственности. В сцене Мизгиря с Снегурочкой мелкий ельник между деревьями снизу растет кверху и может закрыть до половины деревья в виде непроходимой чащи. Камень справа, на кот[ором] м[ожет] б[ыть] Берендей на коврах сидит и смотрит на пляски и хоровод...

ММХАТ, архив Лужского, № 119.



Предыдущее письмо

Следующее письмо


Портрет К.Б. Кустодиева (Б.М. Кустодиев, 1922 г.)

Портрет К.Н. Сапунова (Б.М. Кустодиев, 1915 г.)

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (Б.М. Кустодиев, 1907 г.)