Г. К. ЛУКОМСКОМУ

1

19 января 1910, Петербург.

Милый Георгий Крескентьевич,
Ужасно перед Вами виноват, что прошлый раз на выставке2, будучи почему-то в очень веселом, шутливом и даже болтливом настроении, потребовал от Вас объяснения по поводу характеристики в каталоге3, что и вызвало Ваше сегодняшнее письмо4. Ради Бога, не принимайте шуток за серьезное!

Вы меня просто еще мало знаете, думая, что я могу быть чем-нибудь недовольным, тогда как у меня нет ничего, кроме чувства глубокой благодарности за внимательное и трогательное отношение к моим работам у Вас на выставке.

И за Ваше хорошее письмо большое спасибо — я так не избалован откровенными мнениями о своих работах, над которыми много мучаюсь (сомневаюсь), и так их не люблю, что всякое по этому поводу замечание меня очень волнует.

Ведь так остро чувствуешь, что надо, и еще острее — как это все не походит (далеко!) на то, что надо.

Поэтому постоянное недоверие к самому себе переносишь и на других — и часто бываешь за это наказан.

А за последнее время у меня такая ломка и переоценка всех старых ценностей идет — вернее, старые (то есть старые мастера, греки, готика, итальянские примитивы) делаются новыми, что надо снова учиться — учиться много, долго и упорно — а главное, позабыть то, чему научили.

Впрочем, это все такое старое и известное, что повторять этого не стоит. Итак, надеюсь, что мы с Вами останемся друзьями, чего я очень бы хотел, а говорить и спорить — это самый лучший способ узнать друг друга.

До свиданья — жму Вашу руку.

Ваш Б. Кустодиев.

ГРМ. ф. 109, ед. хр. 90. лл. 1, 2.




1Г. К. Лукомский - художник и критик, сотрудник журнала «Аполлон».

2Речь идет о выставке современных русских женских портретов (4-я выставка журнала «Аполлон», январь 1910 года), на которой Кустодиев экспонировал портрет Р. И. Нотгафт, портрет А. Д. Романовой и четыре рисунка пастелью и акварелью.

3В каталоге выставки Г. К. Лукомский написал: «Б. Кустодиев, опытный мастер репинской школы, за последние годы очень характерно выразил румяную цветистость крестьянского быта. Но он и портретист — спокойный, уравновешенный» (Каталог выставки современных русских женских портретов. СПб, 1910, стр. 5)

4Речь идет о письме Г. К. Лукомского Кустодиеву от 17 января 1910 года по поводу статьи в каталоге; в этом письме Лукомский между прочим пишет: «...как честный человек, как не очень-то равный, но все же сотоварищ по искусству, хочу Вас просить поверить мне, что я искренне учусь, созерцая творчество Ваше, и как критик — преклоняюсь и буду считать приятным случаем, когда встретимся, о Вас говорить. НО: больше всего я ценю Ваше удивительное худож[ни]ческое понимание это[го] рискованного сюжета — быта крестьянского, это тончайшее и острое ощущение типа славянского крестьянина (его глаза мутно-серые, черты характера, обрубленность плеч, эти рябинки, уборы и т. д.) и потому портрет для меня Ваш на 2-м месте, но он Европейский, большой и ирядом с Blanch'eм, Цорном и Сарджентом вполне может быть поставлен...» (ГРМ, ф. 26, ед. хр. 32, л. 146).

Предыдущее письмо

Следующее письмо


Автопортрет (Б. Кустодиев, 1902 г.)

Автопортрет (Б. Кустодиев, 1912 г.)

Купчиха (1919 г.)