Борис Кустодиев. Отрывок из книги "Мастера и шедевры". Страница 7

1-2-3-4-5-6-7-8

Портрет Ф.И. Шаляпина (Б. Кустодиев, 1922 г.)"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминал Федор Иванович. - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной". Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для "Вражьей Силы"... решили просить об этом Кустодиева.

Я отправился к нему с этой просьбой:

Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу.

Жалко было смотреть на обездоленность человечью, а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей бодростью... Я изложил мою просьбу.

- С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев. - Я рад, что могу быть Вам полезным в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю Вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка, вот попозируйте мне в этой шубе...

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Думается, что и в мировой классике едва ли найдется много равных портретов, оставивших образы великих актеров.

Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца предельно обобщен.

За его широкой спиной в жемчужном уборе роскошная русская красавица зима.

По-брейгелевски населен пейзаж. Можно часами любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, причудливыми узорами инея.

Глядя на портрет, как бы слышишь музыку широкой масленицы и голос самого поющего Шаляпина. Но главное, что во всей этой декоративной шири и красочном накале не потонул, не стерся Человек, Артист...

В этом непостижимое умение мастера решать труднейшую задачу в живописи, образ человека в пленэре.

Шаляпин чрезвычайно высоко ценил портрет, не расставаясь с ним до самой смерти. Представьте себе обстановку сеансов. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него слишком мала.

И художник не мог охватить его фигуру целиком. Огромный холст наклоняли так, чтобы больной художник, сидя в кресле мог его писать.

Но ведь писать его приходилось, как плафон, причем по частям, не видя целого.

Это была работа наугад и ощупью.

Мало того, он ни разу не видел портрета целиком в достаточном отдалении и поэтому даже не представлял себе, насколько картина удалась.

Поистине уму непостижимо! Но факт есть факт. Однако вернемся к постановке "Вражьей силы", которая, по существу, явилась виновницей появления этого шедевра.

Ночной праздник на Неве (Б. Кустодиев, 1923 г.)Кустодиев необычайно быстро написал эскизы, затем выразил желание бывать на репетициях. Шаляпин старался изо всех сил доставать грузовик, к которому он с друзьями каждый раз выносил на руках художника вместе с креслом.

И вот, наконец, премьера.

Автор декораций сидел в директорской ложе и радовался.

Публике спектакль нравился.

"Я работаю для масс", - как-то гордо заявил Кустодиев.

...Никогда не забыть мне моей первой встречи с Кустодиевым.

Москва. Сугробы. Синий вьюжный вечер. Мы спешим в театр, почти летим. Скрипят полозья саней, морозный ветер сыплет в лицо колючую снежную пыль. Манеж, а дальше приземистые двухэтажные домики Охотного ряда. Красивый большой дом Колонного зала, и вот, наконец, театр. МХТ 2-й. Суета у входа. Румяные лица, белые клубы пара, звонкий говор. Зима 1927 года.

Уютное теплое фойе.

Шуршащий полумрак партера.

Последние вздохи оркестра. Чей-то глухой кашель. Тишина. И вдруг музыка и взрыв ликующих красок.

Празднично, озорно ворвалась в зрительный зал народная комедия "Блоха" (по Лескову).

Яркий, звенящий поток смеющегося цвета.

"Шутейный" Петербург с придурковатым царем, напевавшим себе под нос "Боже, меня храни".Тула (Б. Кустодиев, 1925 г.)

Лубочная Тула с церквушками, самоварами и подсолнухами.

"Мужественный старик" Платов, орущий: " Молча-а-ать! Ура-а-а!!!"

И, наконец, сам Левша с неразлучной гармоникой-ливенкой. Аглицкая Меря, "аглицкая нимфозория" - блоха, все это было невероятно свежо, нежданно и незабываемо.

Перед нами предстал во всей первозданной красе русский лубок - радужный, острый, простой. Он был бесконечно далек от стилизации "под народность".

1-2-3-4-5-6-7-8