A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Сецессион


Выставочный зал Венского сецессиона Сецессионы – так назывались австрийские и немецкие художественные общества конца 19 начала 20 веков. В своих работах они представляли новые направления в искусстве. Самыми известными на то время были «Берлинский сецессион», «Мюнхенский сецессион», «Венский сецессион».

Первым из них зародился Мюнхенский сецессион – 1892 год. С 1899 года руководил сецессионом Ф. фон Штук, который сумел объединить в нем в основном представителей югендстиля – немецкий вариант «модерна». С 1893 года ведущим мастером «Мюнхенского Сецессиона» стал дизайнер, архитектор и график П. Беренс.

Зарождение Берлинского сецессиона произошло в 1899 году. Первым президентом этого общества стал М. Либерман, который объединил в нем художников немецкого импрессионизма. 19.05.1899 года в Берлине на улице Кантштрассе была открыта выставка, на которой сецессионисты представили 50 скульптур и 330 произведений графики и живописи. В 1905году Берлинский сецессион переехал на улицу Курфюрстендамм 208, в здании которого сегодня находится Театр на Курфюрстендамм. В 1909 году этот сецессион насчитывал уже 97 членов.

В 1910 году в Берлинском сецессионе произошел раскол. Причиной этому послужило отвержение жюри работ 27 художников – экспрессионистов. Новая художественная группа, под названием Новый сецессион была образована по инициативе Генриха Рихтера-Берлина, Георга Таперта и других. Первая выставка Нового Сецессиона состоялась в мае этого же года и называлась «Отказники Берлинского сецессиона 1910» Президентом назначили Карла Пехштейн, а председателем - Тапперта.

Письмо Эмиля Нольде, в котором он резко высказался против президента Либермана, послужило тому, что его сразу исключили из Сецессиона, но при этом, спустя некоторое время Либерман со своими ближайшими соратниками вынужден был сложить свои уполномочия. На пост президента Сецессиона избрали Ловиса Коринта, а в декабре 1912 года председателем был назначен Пауль Кассисер. Последний успех Сецессиона припадает на 1913 год. В результате того, что многим претендентам было отказано выставить свои картины на выставке, авторы их организовали свою выставку. Это и послужило очередному расколу Берлинского сецессиона. Свой выход из Сецессиона они, таким образом, опротестовали, вследствие чего из него вынуждены были выйти Кассирер, Либерман, Слефогт и еще близко 40 художников. В марте 1914 года они организовали свой Свободный сецессион, президентом которого назначили Макса Либермана. Берлинский сецессион еще просуществовал до 1933 года, а его последним президентом был Эмиль ванн Хаут.

Турбинная фабрика фирмы АЭГ (П. Беренс, 1909 г.)Еще один наиболее известный сецессион – Венский Сецессион, который был основан 3.04.1897 года. Его организаторами стали Йозеф Хофман, Густав Климтом, Коломан Мозер, Макс Курцвайл, Йозеф Мария Ольбрих, Эрнест Штер, Вильгельм Лист и другие, которые решили порвать с устаревшим понятием консерватизма в искусстве, царившее в Венском Доме художников. Они взяли курс ориентованый на историзм. Примером для них были Мюнхенские и Берлинские сецессионы. Их первая выставка состоялась в 1898 году. В этом же году, ученик Отто Вагнера, Ольбрих решил возвести на улице Винцайле выставочный павильон, который так и называют в Вене – «Сецессион». Выставочная политика венских сециссионистов послужила тому, что венская публика получила возможность ознакомиться с французскими импрессионистами. Особо известной стала 14 выставка в 1902 году, которую сецессионисты посвятили Людвигу ванн Бетховену. Эта выставка была организована под руководством Йозефа Хофмана. В центре выставки разместили статую Бетховена работы Макса Клингера в окружении «Бетховенского фриза Климта. Разногласие во взглядах на искусство привело к тому, что 14.06. 1905 года Густав Климт и еще несколько его сообщников, решили покинуть состав Венского сецессиона.

Сецессион сгруппировал в своем составе представителей стиля «модерн». Его ядром стал журнал «Вер сакрум» (1898 г), который также был органов австрийского литературного символизма.

Плакат выставки Берлинского сецессиона (1900 г.)Характерными чертами «сецессионстиля» в живописи стали изощренные орнаменты и многоцветная мозаика. В графике в основном наблюдалось геометрическая ясность произведения при свободной декоративности, а в архитектуре – лаконичный декор, четкие объемы, ритмическая упорядоченность членения, рационализм в конструктивном и композиционном решении.

Основная особенность характера «сецессионстиля» - это тяготение к прямолинейной орнамике, в которой сохранялась геометрическая жесткость в любых комбинациях. Именно поэтому, иногда «сецессионстиль» называют «стиль квадрата». Деятельность «Венского Сецессиона» привела к расширению и утверждению принципов модерна. Ее можно наблюдать в архитектуре и в книжной графике. В то же время, такая деятельность побудила упаднические тенденции. Особо четко это наблюдается в изобразительном искусстве, где наглядны примеры потенциозной символики, болезненной эротики, искажение форм предметного мира.

Фриз Бетховена (фрагмент, Г. Климт, 1902 г.)
Фриз Бетховена.
Фрагмент. Г. Климт. 1902 г.

Хоровод роз (Ф. фон Штук)
Хоровод роз. Ф. фон Штук.

Здание Берлинского сецессиона
Здание Берлинского
сецессиона.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я