A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Салонное искусство


(от Салонов — официальных художественных выставок во Франции)

В углу виллы (Э.Дж. Пойнтер) Салонное искусство – это консервативное направление художественной культуры в Европе и Америке конца 19 и начала 20 столетия. Свое название оно получило в результате поддержки жюри парижских салонов. Его общие признаки стали символом признания художественной моды, а также вкусам зрителей, не восприятие всего нового в искусстве и коммерческих взглядов в художественном творчестве.

Пойдя эволюцию к общедоступности от рафинированности, сохраняя при этом псевдоутонченность, претенциозность и чувство возвышенности, салонное искусство стремилось сохранить у зрителей то представление прекрасного, чувственного и достоверного, как и раньше. Или наоборот, нарочно исказить предметный мир при помощи приемов, которые до недавнего времени казались шокирующей новацией, а сейчас уже принимается как «хороший тон» в искусстве.

Вместе с этим, салонное искусство не считалось пассивным, скорее агрессивным. Сейчас оно уже делает все для этого, чтобы направить и формировать свои эстетические взгляды, используя для этого облегченные образы для восприятия, то есть, суррогаты искусства. Со временем, вместе с развитием средств коммуникаций, методов тиражирования художественных произведений и графики, салонное искусства становится составной частью «массовой культуры» 20 века.

Боярский свадебный пир в XVII веке (К.Е. Маковский, 1883 г.) Налицо его вешние признаки – интригирующие и нарочитые эффекты, которые сумели вывести данное понятие за пределы любой эпохи, любого стиля и направления. Салонное искусство все более начинает приобретать некую вульгарность, и вместе с тем претендует на уникальную и красивую версию каждого из направлений в изобразительном искусстве. Большая часть картин «салонных» художников отличается своей утонченной техникой выполнения, но при этом они не могут дарить, ни мистического, ни нравственного, ни политического заряда, как например у Россетти. Скорее всего – это лишь красивые безделушки, которые украшают интерьер викторианцев. Интерес к истории, насыщенный колорит и точное воспроизведение любых деталей они позаимствовали у прерафаэлитов, но при этом ими не были восприняты этические поиски прерафаэлитов. Они стремились повторять только внешнюю красоту! Другими словами, салонные художники не стремились к простоте и безыскусности средневековья. Скорее «безыскусность» здесь выступает как антоним «салонности».

Наиболее предпочитаются такие жанры салонного искусства как аллегорический и мифологический, бытовой и исторический. Пик салонного искусства во Франции припадает на 1852-1870 годы во время Второй империи. Особо прославились такие мастера салонного искусства конца 19 века как Александр Кабанель, Том Кутюр, Франц Шаплен и др. Среди российских художников к этому направлению более близкими были К.Е. Маковский, Г.И. Семирадский.

Психея заходит в сад Купидона (1904 г.)
Психея заходит в
сад Купидона.
Дж.В. Ватерхауз.
1904 г.

Дух ночи (Дж.А. Гримшау, 1879 г.)
Дух ночи. Дж.А. Гримшау. 1879 г.

Тристан и Изольда (Дж.В. Ватерхауз, 1916 г.)
Тристан и Изольда.
Дж.В. Ватерхауз. 1916 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я