Связующие линии
Связующие линии – это один из методов создания художественной формы. Линия представляет собой простейшее средство не только при создании рисунка или графики, но и в живописи, архитектуре и скульптуре. Естественные очертания любой формы художник дополняет линиями, которые имеют выразительный и композиционный смысл. С помощью линий удается подчеркнуть связанность отдельных элементов и частей целого, переходы от одной части к следующей.
При помощи линий удается акцентировать зрительное движение формы сделать пластичным изображаемое. Линии подразделяются на внутренние, подчеркивающие и охватывающие. Самыми выразительными и динамичными считаются приближающиеся линии двойного изгиба. Изображая фигуру человека, особое значение уделяется замковым зонам, то есть тем местам, где нужно изобразить заходы из одной формы в другую. Это суставы, бедра, голени, соединение таза и торца предплечья и плеча. Таки «входы» и «выходы» в анатомии не присутствуют, они имеют зрительный характер. В этих зонах художнику необходимо добиться особой целостности формы. Например, Микеланджело применял охватывающие линии. Это четко видно на его поздних рисунках, которые состоят из двух или трех контуров, и в скульптурах, которые кажутся незаконченными – углубление в мрамор мощных бороздок, которые, по сути, и являются охватывающими линиями.
Чтобы художник имел возможность компоновать форму, иногда даже отступив от точного изображения, он применяет прием подчеркивания связующих линий, акцентируя в одном месте и пропуская в другом. Таким образом, он раскрывает «смысл формы» и отдельных частей композиции. В тории изобразительного искусства качество целостности подразделяют на 3 иерархические связанные уровни изображения: «большой характер», «большое движение» и «большая форма».
Микеланджело. Страшный суд.
|
Работа Микеланджело.
|
Моисей. Микеланджело.
|