A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Театральное искусство


(от греч. theatron — место для зрелищ; зрелище)

В театре (П. Ренуар) Род искусства, главным выразительным средством которого является драматическое действие (результат актёрской игры). Исторически выделилось три главных вида театра – драматический, оперный, балетный. Каждый из них имеет отличительные черты и собственные художественные средства.

Театральное искусство – это способ не только отражения действительности, но и познания человека. Актёр, играя на сцене героя, испытывает два вида эмоций: он чувствует то же, что и его персонаж в данных обстоятельствах, а также эмоционально реагирует на свои профессиональные действия. Восприятие происходящего на сцене зрителем также неоднозначно: он и переживает вынесенный из пьесы опыт, и восторгается художественной формой произведения, и невольно ставит себя на место героя.

В театре зритель не только понимает происходящее на сцене, но сопереживает ему. При этом драматическое действие воздействует одновременно и на сознание, и на бессознательное, и на сверхсознание. Спектакль вызывает в человеке эстетическое чувство, дарит эстетическое наслаждение, и позволяет пережить катарсис. Но зритель переживает подобные чувства при условии, что постановка выполнена мастерски: её художественная форма совершенна и вступает в единство с глубоким содержанием.

Искусство театра, так же, как и любое другое, апеллирует к человеческому чувству прекрасного. Работнику театра это чувство помогает в решении творческих задач, а для зрителя оно становится проводником к общечеловеческим ценностям.

Театральное искусство по своей природе синтетично, т.к. спектакль складывается из литературного, музыкального, танцевального, живописного, драматического элементов. В балетном и оперном театре первостепенную роль играет музыкальная составляющая.

Театр масок (В. Бегиджанов, гобелен)Вся постановка строится на литературном фундаменте – пьесе. Даже те спектакли, в которых за всё время действия не произносится ни слова, точно так же имеют в своём основании литературное произведение - сценарий. Сущность работы над постановкой заключается в сценической интерпретации драматургической основы. Театр пользуется специфическими выразительными средствами, и те переживания, которые дарит спектакль, отличаются от тех, что появляются у человека при прослушивании музыкального произведения или просмотре картины.

Драматическое действие в театре разворачивается на сцене, которая украшается декорациями. По декорациям можно понять, в частности, в какой период истории, в какой стране и каком конкретно месте развиваются события. Декорации могут указывать даже на психологическое состояние героя (простой пример: на фоне скорбящего героя растягивается материю чёрного цвета).

Благодаря специальным техническим приспособлениям декорации могут меняться на протяжение спектакля, отражая смену времени и места. Подобные механизмы совершенствовались в течение веков – по мере развития науки. Когда-то щиты, подъёмные устройства, люки приводились в движение при помощи физической силы, теперь же все манипуляции выполняются посредством электроники. Газовые фонари и свечи уступили место электролампам, нередко применяются и лазерные эффекты.

Сцена театра делится на два типа: сцена-амфитеатр и сцена-коробка. Оба типа оформились уже в античную эпоху. Сцена-коробка подразумевает наличие ярусов и партера. Сцену-амфитеатр зрительный зал охватывает с трёх сторон. И тот, и другой тип применяются в театре до сих пор.

Международный фестиваль театрального искусства в Варне Современный технический уровень позволяет организовать подобие сцены в любой части театрального помещения: можно устроить сцену в виде помоста в центре зрительного зала, а можно посадить зрителя на имеющуюся сцену, а действие развернуть в зале.

Особое внимание во все времена уделялось зданию театра. Как правило, оно возводится на главной городской площади, а его архитектура выделяется нарядностью. Подобное решение символично: ведь попадая в театр, зритель уходит из обыденной реальности и поднимается в область высших, духовных сфер.

Центральной фигурой в театральной постановке является актёр. На сцене он сам по себе уже представляет произведение искусства, т.к. воплощает собой совершенный художественный образ. Разумеется, не личность актёра является таким произведением, но роль, сыгранная им при помощи голоса, телесной пластики, нервного напряжения. И конечно, роль удаётся благодаря действию в исполнителе чего-то непостигаемого – души, духа.

Другое важнейшее лицо в театре – режиссёр. Именно на его плечах лежит обязанность преобразования в органичное целое рождающихся по мере подготовки спектакля идей. Успешность постановки во многом определяется мастерством актёров, - во многом, но не во всём. Действия исполнителей направляются волей руководителя – режиссёра, - и от его таланта также в большой степени зависит конечный результат.

Две женщины в театральной ложе (М. Кассатт)
Две женщины в
театральной ложе.
М. Кассатт.

Театр (Н. Сергеева)
Театр. Н. Сергеева.

Театральный эскиз воина к балету Корсар
Театральный эскиз
воина к балету "Корсар".
А. Петрицкий. 1926 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я