A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Каратыгин Петр Андреевич


Петр Андреевич Каратыгин Русский драматург, актер и педагог (годы жизни - 1805 - 1879). Место рождения - Петербург. После окончания Петербургского училища в 1821 году Каратыгин прошел курс обучения балетмейстера Дидло, а затем посвятил годы учебе в драматическом отделении и преуспел на сцене Александрийского театра, где и прошла вся его жизнь.

Его роли - комедийные, водевильные: Загорецкий "Горе от ума", Замухрышкин ("Игроки" Гоголя). Собственные водевили - Сен-Феликс "Чудак-покойник...", Клейстер "Булочная", и другие. Судя по отзыву Белинского, Каратыгин отличался односторонним талантом, пригодным не для всякой роли, но играл весьма замечательно.

Вклад Каратыгина в историю русского театра - творчество в качестве водевилей (автор 73 пьес, из которых 46 – водевили. Первым триумфом стал водевиль "Знакомые незнакомцы". Высший успех завоевали его водевили "Заёмные жёны..." (1834), "Чудак-покойник...", "Вицмундир" (1845 г.) и целый ряд других незабываемых произведений.

Большая часть творчества Каратыгина - переводы иностранных пьес и "аранжировки" русских повестей.

По известности Каратыгин не уступал Ф.А. Кони и Д.Т. Ленскому. Его сюжеты были из водевилей французского происхождения, но в его обработке они подвергались более глубокому внедрению русского характера с присутствующей отличительной чертой петербургского быта. Общество было в восторге от его острот, намеков и каламбуров, ссылающихся на отдельных личностей. Жители Петербурга заучивали его стишки и эпиграммы, составляли пословицы из его цепких выражений.

Записки КаратыгинаПьесы Каратыгина занимательны, привлекают живым и остроумным диалогом, сюжетами, позаимствованными из реальной жизни, отображающими петербургские мотивы. Основные персонажи - купцы, мелкие чиновники, интеллигенты из незажиточных слоев общества, крепостные крестьяне.

Водевиль "Дом на Петербургской стороне..." открывает перед зрителем благородного чиновника бедного сословия, который не может удержаться от мести домовладельцу за его неоправданно циническое отношение к таким же бедным, как он. Водевиль "Вицмундир" отображает быт чиновника и становится очень популярным. Другим водевилем, завоевавшим зрительские симпатии, становится "Дон Ранудо ди Калибрадос..." (1833), главная тема которого - разоряющееся дворянство. В "Знакомых незнакомцах" Каратыгин разыгрывает беспринципных критиков.

Водевиль "Сентябрьская ночь" (1830) - идея отображения несправедливости к порабощенному крестьянству. Тем не менее, пьесы Каратыгина не затрагивают обличения политики самодержавия. "Натуральная школа" (1847) - водевиль, демонстрирующий ограниченность взглядов Каратыгина.

Его суть - противостояние реализму в русской литературе, что особенно ярко осветилось в данном произведении. Драматургическая деятельность Каратыгина продолжалась до самой его кончины. В 1878 году он пишет последнюю комедию, под названием "Козёл отпущения". Также драматург преподавал в Петербургском театральном училище в течении 1832—1838 гг..

Период пребывания Каратыгина на должности заведующего Петербургским театральным училищем был наиболее блистательным временем этого образовательного учреждения. Каратыгин узрел в Мартынове потенциал таланта и поспособствовал его переводу в класс драматургии. Получившие под его началом подготовку Марковецкий, Максимов, Громова и другие значительный период времени отдавали дань таланта русскому театру.

В конце 1850-х годов Каратыгин не получает должной реализации в качестве актера. Его предпочтения принадлежали классическим традициям, и бытовой репертуар был не в его вкусах. Мольер, Шеридан, Бомарше, Гольдони - вот создатели жанра, которому он отдавал высшее предпочтение. 1872-1879 годы - период интересных и важных "Воспоминаний" Каратыгина, которые он публиковал в "Русской старине" - об эпохе, в которой он жил и творил. После его ухода из жизни "Воспоминания" дополнены его сыном Петром. Свет увидел его воспоминания под названием "Записки П.А. Каратыгина". А.И. Вольф почерпнул из них многое для своих "Хроник петербургских театров".

В.А. Каратыгин (брат Петра Андреевича)
В.А. Каратыгин.
Брат Петра
Андреевича.

Петербургское театральное училище
Петербургское
театральное
училище.

П.А. Каратыгин
П.А. Каратыгин.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я